(Бухарест, Патриаршая б-ка, Слав. 1), среднеболг. пергаменный кодекс (форматом в 4°, 296 л., без начала и конца), переписанный в 1359 г. и содержащий Торжественник общий (минейный с включением триодного) древнего состава, самый поздний из «староизводных» гомилиариев в болг. рукописной традиции XIV в.
«Г. с.» - памятник истории болг. языка и древнейшей слав. лит-ры. Обнаружен в кон. XIX в. Э. Калужняцким в греч. церкви в г. Черновицы (совр. Черновцы, Украина), куда он был принесен из мон-ря Воронец. Вошел в научное обращение в сер. 60-х гг. XX в. Правописание «Г. с.» следует восточноболг. (тырновским) орфографическим нормам до реформы патриарха Тырновского св. Евфимия. Написан распространенным в болг. книгописании того периода полууставом с курсивными элементами, восходящими к каллиграфическим почеркам кон. XIII - 1-й четв. XIV в. Украшен инициалами визант. стиля, в т. ч. плетеными, криновидными маргинальными указателями и декоративным письмом в заголовках статей.
Содержание «Г. с.» отражает пласт болг. книжности, восходящий к X в. Нек-рые тексты представлены здесь уникальными (Похвальное слово Иоанна Экзарха Иоанну Богослову, Слово Епифания Кипрского на Сошествие во ад в древнем переводе, отличном от представленного в Супрасльском сборнике), крайне редкими или древнейшими (Похвальное слово Климента Охридского архангелам Михаилу и Гавриилу, Житие прп. Параскевы и др.) списками. В силу архаичности состава кодекса Д. Иванова-Мирчева датировала его протограф X в., чем объясняется ее позиция в определении заказчика. Однако присутствие в сборнике древнейшего Жития прп. Параскевы Епиватской (Тырновской), написанного диак. Василиком в сер. XII в. и переведенного скорее всего в связи с перенесением мощей этой святой в Тырнов в 1231 г., делает неизбежной версию о промежуточном списке эпохи 2-го Болгарского царства. Уместнее поэтому, подобно Н. М. Дылевскому, видеть в оригинале «Г. с.» раннюю, ок. сер. XIII в., тырновскую рукопись, восходящую, возможно опосредованно, к кодексу X в.
Рукопись снабжена пространным послесловием писца, скрывшего свое имя за местоимением «кто-либо» (см.: Христова Б., Караджова Д., Узунова Е. Бележки на българските книжовници X-XVIII в. София, 2003. Т. 1. С. 48-49, № 57; 162-163), содержащим традиц. молитвенное обращение к Спасителю и сообщающим о написании книги в 1359 г. повелением митр. Германа при царе Иоанне Александре, его сыне Иоанне Шишмане и при патриархе «богспасного Цариграда Тырнова» Феодосии.
Относительно личности заказчика «Г. с.» существуют различные мнения. Иванова-Мирчева считает имя перенесенным из писцовой записи протографа рукописи и отождествляет митр. Германа с болг. патриархом X в. Германом (Гавриилом). Но это представляется невероятным потому, что писцы, повторяя послесловия своих предшественников, обычно заменяют именно персоналии, а дату могут оставить прежней (см., напр.: Мошкова Л. В., Турилов А. А. Плоды ливанского кедра. М., 2003. С. 48-51). Более обоснованно мнение Дылевского и составителей свода записей болг. писцов, считающих митр. Германа главой неустановленной болг. епархии в 1359 г.
Как единое целое «Г. с.» не издан, однако мн. входящие в него тексты опубликованы (обычно с фотовоспроизведением).